среда, 8 августа 2012 г.

Инструменты для фитнеса. Часть 5. Спортивная обувь.


Современный мир накладывает свой отпечаток на все сферы жизни человека. Ритм ее сильно ускорился, мы все время куда-то спешим: сбегаем вниз по эскалатору, перебегаем улицу и запрыгиваем в уходящую маршрутку. В соответствии с темпом меняются и взгляды на обувь: спортивный стиль проникает уже в «заповедники» классической обуви. Что уж говорить о громадном ассортименте как спортивной, так «приспортивленной» обуви, т.е. выглядящей практически как обувь звезд спорта, но ею не являющейся. Казалось бы, в таком многообразии видов легко подобрать подходящий вариант для занятий фитнесом… Попробуем разобраться с этим, на первый взгляд, тривиальным вопросом. Каким основным критериям должна отвечать хорошая пара обуви для конкретно ваших целей?
Начнем с того, что все люди разные – соответственно, форма ступни у них также разная. Учитывая этот факт, большинство фирм-производителей, за исключением признанных гигантов типа Nike, уже давно не пытаются покрыть весь спектр запросов покупателей, и сосредотачивают свой модельный ряд вокруг одной определенной модели ступни, или, в просторечии, колодки.
Основные параметры этой самой «колодки» следующие: ширина плюсны, т.е. самой широкой части стопы; высота подъема; ширина, форма и положение пятки, а также поддержка свода стопы. И если с первыми двумя параметрами своих ног Вы, скорее всего, уже хорошо знакомы, то о крайних двух необходимо поговорить отдельно.
Первая громадная проблема, с которой сталкиваются люди, часто ими ощущается как «подвисание пятки» или «выворачивание щиколотки». На самом деле речь идет о том, нет ли смещения пятки относительно голени. По-научному различные отклонения от нормы называются «супинация» и «пронация» - их особенности отражены на рисунке.
Если говорить проще, то для определения достаточно посмотреть, как Ваша обувь снашивается в области каблука:
- с внутренней стороны – пронация,
- с внешней стороны – супинация.
Сразу хочется сказать, что данный способ достаточно субъективен (особенно для девушек, носящих обувь на шпильке ;-))
Поэтому существует гораздо более точный и визуально понятный способ определения не только положения пятки относительно голени, но и характеристику Вашего свода стопы. 
Перед тем, как идти в магазин, проведите простой домашний тест. Прилепите лист бумаги к полу. Босой мокрой ногой пройдитесь по листу. Если отпечаток ноги слишком узкий, с малой четкостью большого пальца, тогда вы имеете слишком низкую пронацию – «супинацию». Если отпечаток выглядит абсолютно нормальным, тогда – возможно – с пронацией стопы все в порядке. Если отпечаток выглядит чрезмерно широким, с увесистым следом от большого пальца и подушечек ноги, тогда вы вероятно сверхпронированы. (смотрите рисунок).
        Необходимо сразу отметить, что подавляющее количество моделей рассчитаны именно на нормальную пронацию, поэтому обладателям супинации и сверхпронации будет значительно сложнее. Тем не менее, кроссовки – не горнолыжные ботинки, и проблему подобного рода вполне можно исправить индивидуальными стельками взамен штатных. Однако существуют модели обуви и для вышеуказанных проблемных ног. К примеру, у фирм Nike, New Balance и Adidas много неплохих моделей для супинации. Это мой случай, и поэтому, не смотря на fashion-направленность основного модельного ряда немецкой фирмы, я всегда включаю ее продукцию в свой круг поиска. Ну, а мои предыдущие кроссовки для кардио – именно фирмы “Nike” – смотрите на фото.
Итак, мы немного разобрались с колодкой – и что же мы имеем в сухом остатке? Для того, чтобы кроссовки работали так, как это задумывалось производителем, он должен сидеть на ноге максимально плотно и иметь наилучшую поддержку пятки и свода стопы. В чем же заключается работа спортивной обуви, мы с вами рассмотрим прямо сейчас.
Как мы уже условились в начале нашего рассмотрения, речь идет об обуви для занятий фитнесом. И сразу на повестке дня возникает резонный вопрос – достаточно ли одной пары на все случаи жизни. Как Вы видите, налицо конфликт: с одной стороны – обувь должна работать, с другой – подходить для всех условий эксплуатации. Для того, чтобы сделать правильный вывод, рассмотрим те самые условия эксплуатации, ведь фитнес – это очень широкий спектр двигательной активности. Мы с Вами рассмотрим наиболее распространенные варианты: тренинг с отягощениями и кардиотренинг – и Вы сможете сделать свой выбор, исходя из собственных предпочтений.
       Использование обуви для тренировок с отягощениями – гарантия того, что в один «непрекрасный» момент Вы не подскользнетесь со штангой на вытянутых вверх руках или не подвернете ногу в выпаде. Немаловажным становится поддержка свода стопы – для максимального контакта ступни с целью снижения травматичности. Видели туфли у штангистов? Сильно похоже на кроссовки? Но даже если Вам неведомы огромные веса, и весь ваш арсенал отягощений – это удобные эспандеры, то даже ощущение сокращений одной или нескольких нитей под босой ногой уже способно снизить концентрацию, ну а любое неловкое движение в сложнокоординациооных упражнениях чревато высвобождением эспандера с непредсказуемыми последствиями. Именно поэтому я мирюсь с унылым дизайном и «кожаным» верхом моих кроссовок для силового тренинга фирмы Adidas – потому, что они сидят (точнее – сидели до недавнего времени, пока сильно не похудела нога) как перчатки. Но и сейчас они сохраняют главное – плотную посадку пятки и максимальную поддержку моей супинированной стопы.
      Если же в вашем тренинге широко представлены тренировки с обилием прыжковой работы или элементов бега – то выбор обуви становится еще интереснее. Мало того, что она, будучи достаточно легкой, должна обеспечивать амортизацию и виброгашение, так и еще ей необходимо обеспечивать дыхание ноги (вентиляцию), при этом иметь подходящую форму верха, чтобы не набивать щиколотки и не натирать «ахиллы», и, в добавок, обеспечивать достаточную фиксацию ступни для предотвращения «подворачивания», т.е. по простому – держать ногу.  Не слишком ли много для одной пары? Ничуть! Хорошая современная обувь обычно сочетает эти требования. Однако выбор кроссовок для кардиозанятий (или, по-простому, для бега), гораздо более интересная процедура. Живой пример – мои новые кроссовки для кардио фирмы Salomon (на фото), причем они – для ступни с нормальной пронацией. Однако тестовые тренировки показали, что легкое подвисание внутренней части пятки с лихвой компенсируется амортизирующими свойствами подошвы и посадкой плюсны. Так что ищите – да обрящете.
Чтобы завершить рассмотрение критерия, хочу изложить собственный опыт применения обуви «все в одном». Особенно этой идеей увлечены новички – и именно поэтому я не стану ссылаться на умные слова маркетологов, грамотно разводящих почти одинаковые кроссовки по диаметрально противоположным нишам – ведь именно новички как раз во всех этих узких нишах и глубинах технологий как раз и вязнут. Вместо этого я просто расскажу вам даже не одну, а несколько историй на эту тему – про то, как я, как тот «бледнолицый» из известного анекдота, вволю потоптался по этим «граблям».
Изображенные на фото кроссовки Nike Air Zoom 2 и Adidas Pure Training были приобретены мною 4 года назад с разницей в 2 недели, и сейчас я объясню – почему. Начну с того, что, когда я перешел к работе по системе, включавшей и силовые, и кардиотренировки, передо мной встал вопрос о покупке обуви. Учитывая, что стоимость брендовой обуви всегда достаточно ощутима (об этом мы более подробно поговорим чуть ниже), то выложить на 2 пары по 150 долларов я никак не решался. Да и, честно сказать, тогда я и не задумывался обо всех этих премудростях, о которых идет речь в статье, и делал выбор скорее эмоциональный, чем рациональный. В итоге первым был куплен Adidas. Более того, для силового тренинга он подошел прекрасно, а вот для кардио..
Когда на исходе первой недели я осознал, что мои икроножные мышцы не расслабляются совсем, а после бега я вообще не чувствую ног ниже колен – это был первый звоночек… Ну послушал я его – и побежал дальше, пока на второй неделе я вдруг ощутил непроходящую боль в левом тазобедренном суставе и правой малой берцовой кости. Короче - бегать я не смог! Пока отходили суставы и расслаблялись мышцы, я засел за книжки, и обнаружил, что, оказывается, беговые кроссовки – это совсем другой класс обуви. Однако бегать мне понравилось, и, скрипя зубами, я отщипнул от сердца еще 150 долларов на вторую пару – Nike. Каково же было мое удивление, когда большинство проблем и с икроножными, и с суставами действительно ушло. Бегать в беговых кроссовках оказалось на порядок приятнее.
Вторая история – с точностью до наоборот: очень не хочется вести с собой 2 пары кроссовок, поэтому я обычно беру с собой одну – беговую. Уж, казалось бы, силовую-то я как-нибудь в них сделаю. Ан нет! Достаточно было двух раз, когда в этих мягких  кроссовках у меня подворачивалась нога в выпадах, и пришлось срочно корректировать силовой тренинг – во избежание травматизма.
Так что я для себя выбор сделал, и для каждого вида тренинга у меня своя обувь.
Давайте немного коснемся такого параметра, как стоимость. Цена спортивной обуви, как правило,  зависит от качества и технологий несколько больше, нежели модельная обувь, но линейной зависимости ожидать не приходится. Раскрученный бренд или огромный рекламный бюджет гораздо больше скажутся на стоимости, нежели материалы и технологии. Вы не верите в это? Тогда ответьте – откуда в конце сезона в торговых сетях появляются скидки на эти товары, достигающие 70%. Неужели Вы верите, что кто-то будет работать себе в убыток? Оптимизация складов или высвобождение замороженных денег? Да, если речь идет о единичной паре, кочующей с полки на полку не первый год – может быть, но если речь о партии – эта «акция» напоминает ликвидацию. В итоге достаточно часто можно купить реально классную модель со скидкой до 40-50%. Правда, такое счастье доступно лишь обладателям неходовых размеров. Остальным же приходится выбирать обувь за полную стоимость. В этой связи очень рекомендую унять свои модные пристрастия и присматриваться к обуви прошлых сезонов – это не продукты, они не портятся.
Наконец рассмотрим такой неочевидный параметр как срок эксплуатации. Не буду повторять массу других статей, в которых указаны технологические причины снижения характеристик. Рассмотрим лучше физиологические последствия использования исчерпавшей ресурс обуви. Сделаем мы это на моем личном примере, а именно – как пришло понимание о необходимости расставания с беговыми Nike. Да, мне было известно, что после 300 км (или 500! Миль у американцев) обувь необходимо менять. Но ведь я не пробежал 500 миль! Я просто прыгал в них 4 года подряд – и все. А дело было так…
Однажды мы зашли в спортивный магазин – просто так, по привычке – мы туда как в музей ходим регулярно, и попали на только привезенную коллекцию обуви фирмы Asics. Надо признать, что их колодка мне не очень подходила, и я ей не интересовался. Продавец завела беседу, мы обменялись парой фраз об используемых мною моделях, и она, услышав про Nike Air Zoom 2, предложила попробовать Gel Kayano 18. Этот кроссовок сел на меня так же, как сидит на ноге прошедший 3 бутфиттинга горнолыжный ботинок – как влитой. Но это еще полдела. Надо же его опробовать в действии. И я сделал несколько прыжков…
Знаете, это было нечто. Я ощутил такую мощь отталкивания, что мягкость приземления показалась чем-то обыденным… да, цена в 175 евро кусалась очень сильно – и я отложил покупку. Но то ощущение мощи – оно осталось. Дома мои сразу резко постаревшие Nike смогли отозваться лишь вялой отдачей…
Я искал кроссовки больше 4 месяцев, перемерив все варианты, которые мне попадались, включая не продающиеся в России модели Puma, Saucony и тому подобных экзотических брендов. Ничего лучше Asics в абсолютном исчислении я так и не нашел, но зато восхитительной расцветки Salomon с ценой в 3 раза меньше (это со скидкой в 45%) радует меня сейчас своими способностями.
  Давайте, наконец, подведем итоги рассмотрения вопроса приобретения спортивной обуви, т.е. раскроем критерии правильного выбора:

1. Для тренировочной обуви самое главное – это то, как обувь сидит на ноге. Не экономьте на своем голеностопе, особенно если он у Вас подвержен вывихам. Марка и цвет – это последнее, на что стоит обращать внимание. Подбор именно вашей колодки – вот главная цель. Правильно подобранная обувь сидит «как перчатка». Не соблюдая этого наиглавнейшего требования, Вы рискуете получить источник постоянных проблем для ног вместо столь нужной поддержки.

2. При выполнении силовых тренировок наличие обуви – это в первую очередь ваша безопасность и профилактика травматизма. Однако выбор обуви для силовых тренировок несколько специфичен. Ваша обувь, в первую очередь, должна обеспечивать максимальный охват ступни и поддержку стопы.

3. Для кардиотренировок, особенно связанных с большим количеством прыжковой работы или элементов бега, обувь обязательно должна быть специфичная под эти нужды – с отличными виброгасящими и амортизирующими свойствами. Пренебрегая этими требованиями, Вы подвергаете свои мышцы и суставы совершенно ненужному воздействию вибрации и деформациям.

4. Стоимость обуви – не первостатейный фактор, но позволяющий отмести совсем уж никчемные предложения и откровенный fashion. В модельном ряду любой фирмы имеются модели с близкими характеристиками, но сильно отличающиеся по цене. Прежде, чем сделать покупку – заранее поинтересуйтесь техническими характеристиками обуви, а так же тем, не залежались ли на складе топовые кроссовки прошлого сезона процентов на 40 дешевле…

5. Смена обуви через определенные промежутки времени – не пустой звук, особенно для обуви под кардиотренинг. Потеря амортизирующих свойств – это не выдумки маркетологов, а суровая реальность. Экономия на спичках часто выливается в серьезные проблемы с мышцами и суставами. Но и это еще не все – получаемое удовольствие от возможностей собственного тела, помноженных на современные технологии, стоят безмерно больше и оно будет с Вами постоянно.

В заключение этого краткого обзора мне хочется  донести до Вас главную идею: хороший инструмент позволяет сделать работу не только качественнее, но и приятнее. Желаю Вам отнестись к выбору своей обуви как можно тщательнее – и затем получать двойной результат в виде прогресса в фитнесе и удовольствия от занятий.

Буду рад ответить на вопросы, направленные по адресу fitnesconsult@yandex.ru.
Успехов в тренинге и в жизни.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
 Надоело собирать материалы по крупицам?  Хотите получить их готовыми?

Комментариев нет:

Отправить комментарий